09:55 

Выход из

Iskra_
Биофизик и биокит
И чего делать с этими чувствами? Ну вот мы признали, что они есть. И что?

Чувства - это здорово. Когда мы умеем их понять, выразить и объяснить, они делают нашу жизнь легче. Потому что когда мы понимаем друг друга, мы можем что-то сделать, чтобы друг другу помочь. Порадовать, то есть усилить позитивные чувства. И ослабить негативные - не давить в болевые точки, где возникает гнев, боль и всякая печалька.

Есть, собственно, три шага к этому.

Шаг первый.
Собственно выразить чувство. Или угадать (если это чувство другого). Найти его причину. Зачастую это совсем несложно сделать. Бывает, что у чувства больше чем одна причина. Внешне это проявляется тем, что вызванное чувство несоразмерно поводу.

Зачастую причинами негативных чувств бывают бытовые мелочи или грубые слова.

- Знаешь, когда я вижу незаправленную кровать, я просто в бешенство прихожу!
- Ты так сильно обиделась, потому что я грубо с тобой разговаривал, да?

Возможные причины несоразмерных чувств: детские воспоминания, физическое напряжение или боль, проблемы на работе и учебе.

- Ты пойми, незаправленная кровать - казалось бы, мелочь. Но на меня в детстве сильно орали родители, когда я забывала заправить кровать. Поэтому я так болезненно и реагирую. Согласна, это слишком нервно, но я ничего не могу с собой поделать - это из детства.
- Ох, извини, я наорал на тебя на самом деле вовсе не из-за того, что ты забыла снять чайник. Я просто безумно устал на работе, понимаешь?
- Ты какая-то нервная сегодня вечером, тебя пальцем не задень! Может, у тебя что-то болит?..
- Я совершенно не выспалась. Если я вдруг скажу что-то грубое, пожалуйста, постарайся не обижаться. Я очень хочу спать, и держусь вертикально на одной силе воли.

Шаг второй
Мало признать существование чувства, надо признать его правомерность. Даже если оно отрицательное или несоразмерно причине, нельзя просто сказать "не чувствуй!". Это ни к чему хорошему не приведет.

Если первый шаг пройдет успешно, а отношения между беседующими людьми вполне хорошие, этот пункт проходит сам собой. В противном случае получается примерно так:

- Мало ли что у тебя болит! Терпи!
- Ты сама виновата, что я тебе нагрубил! Довела меня, зараза!
- Мне нет дела до того, что ты устаешь на работе! Думаешь, я меньше устала?!
- Выспалась ты или нет, ты не смеешь мне грубить!

Не надо так.

Шаг третий.
Делать! Чувства - как энергия в физике, не возникают из ниоткуда и не деваются в никуда. Теперь у вас есть полная информация о том, что тревожит или расстраивает вашего партнера. Сделайте с этим что-нибудь!

Иногда источник чувств можно просто убрать.

- Обещаю, я буду заправлять кровать каждое утро. Ну, если уж изредка забуду, ты постарайся не злиться.
- Болит живот? Достать для тебя лекарство из аптечки? Подогреть молока или сделать травяной чай?
- Вижу, ты и правда очень устал. Хочешь, сделаю массаж?

Иногда попросту убрать причину чувств нельзя, но можно выработать "правила поведения" и не тыкать в больное место. С человеком, который сильно устал, болеет или находится в стрессе, надо разговаривать осторожно и вежливо. (На самом деле, с любым человеком надо разговаривать вежливо, но в данном случае лучше проявить особую деликатность).

Каждый может перечислить ситуации, когда его близкий нуждается в осторожном отношении: сессия, ревизия на работе (моя мама - бухгалтер), усталость после физической работы, недосып по причине смены часовых поясов (это я, когда приезжаю в гости к родителям), забота о маленьком ребенке, болезнь, ПМС, климакс, переходный возраст и еще тысяча взрывоопасных ситуаций.

Что, так и позволять больному или усталому человеку кричать и грубить? Нет, конечно. Неприемлемое поведение нужно попросту отделить от чувства.

- Я понимаю, что ты устал на работе, но это не дает тебе права обзывать меня!
- Ты совсем не выспалась, бедная. Сочувствую. Но от того, что ты будешь мне хамить, не станет лучше ни тебе, ни мне! Давай я сварю тебе кофе, а ты извинись и постарайся держать себя в руках.
- Ну да, я опять забыл заправить кровать, и ты разозлилась. Но это же не повод так кричать!

Иногда единственное, что можно и нужно сделать - это посочувствовать. Тогда опять же нужно отделить ситуацию от чувства. Ситуацию надо просто признать: ну, вот так уж получилось. А упавшее настроение можно попробовать приподнять вкусняшкой или подарком.

- Я знаю, что ты не любишь ходить в бассейн. Наверное, это надоедает - все время ходить на плавание, даже если совсем не хочется. Ничего с этим не поделаешь, врач велел заниматься, потому что плавание укрепляет спину. А хочешь, я куплю тебе новый красивый купальник?
- Ты волнуешься перед экзаменом. Ну это неудивительно, многие люди боятся экзаменов. Зато знаешь, когда ты сдашь сессию, мы купим по этому поводу вот такенный торт!

Этим же приемом, кстати, пользуются люди совершенно интуитивно, утешая сами себя.

"Учебный год на носу, каникулы заканчиваются... О, пойду-ка куплю целую стопку разноцветных тетрадей!"
"Божечки, как не хочется ехать на лекцию... А зайду-ка я сначала в кафе, выпью чашечку кофе!"

Иногда в процессе диалога оказывается, что все-таки можно что-то сделать и с причиной состояния.

- Перевести ребенка в другой класс или даже в другую подгруппу в том же классе, если проблема в учителе...
- Купить новую одежду или тетрадки, если дразнят за "старомодные шмотки"...
- Нанять репетитора, если все дело в том, что ученик не тянет программу...

В общем, главное - разговаривать, потому что если на втором шаге оборвать диалог ("Что за глупости? Все ходят в школу, и ты должен!") то вы никогда не узнаете, чем же можно помочь.

Как-то так.

Между прочим, положительные чувства тоже можно и нужно выражать. Иначе как же ваши близкие узнают, чем вас можно порадовать?

- Ух ты! Какой чудесный подарок! Я на седьмом небе от счастья!
- Мне так приятно, что ты выполнил мою просьбу!
- Большое спасибо, что сходил в магазин. Не знаю что и делала бы без твоей помощи!
- Я так ценю твою заботу, когда болею...

Вся эта замута хорошо известна по книгам Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" Но святая истина в том, что это вовсе не способ как-то по-особому общаться с ребенком, а попросту способ жить, быть в контакте с собой и окружающими, способ общаться со всеми людьми, включая себя самого.

URL
   

Пять килограммов вакуума

главная